Радио Нева - Радиостанции речные, морские, навигационное оборудование
Интернет-магазин по продаже морских и речных радиостанций, любительских и профессиональных раций, навигационного оборудования, АИС, ГЛОНАСС, светоимпульсных отмашек. Установка оборудования.
Отмашка светоимпульсная Navcom Impact+ (ГИМС)
32000 руб
Антенна Sirio SB 1S
4502 руб
Поддержка
(812) 935-89-46
(905) 282-59-82
shop@radioneva.ru
Последние новости
ГЛОНАСС – для всех и повсюду

В сентябре 2010 года вступит в силу новый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которому автомобили для перевозки опасных и специальных грузов должны быть оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. На автомобильные навигаторы с поддержкой одной GPS вводятся заградительные пошлины.

Для морских судов, находящихся под регуляциями ИМО, согласно Правила 19 Главы V Ковенции SOLAS приемоиндикаторы ГЛОНАСС и GPS, ГЛОНАСС/GPS являются обязательными судовыми средсвами навигации. Попытаемся разобраться – каким образом и зачем государство стремится внедрить систему ГЛОНАСС на всех видах транспорта?

Ольга ГОЛЬДБЕРГ

Если в предыдущие годы реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) «Глобальная навигационная система» шло ни шатко, ни валко, то в последнее время деятельность российских госструктур резко активизировалась. Подписан указ президента об утверждении до 31 декабря 2011 года ФЦП по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы, предполагающей финансирование в размере 1 трлн рублей. К концу этого года планируется довести орбитальную группировку спутников до штатной численности в 24 единицы и создать необходимый резерв космических аппаратов. Созданы департаменты, комитеты и группы в разных властных структурах, ответственные за продвижение ГЛОНАСС.

Но активные шаги государства по внедрению системы на транспорте нередко наталкиваются на сопротивление на разных уровнях власти. Понятное недовольство и среди транспортников вызывает необходимость тратиться на приобретение нового недешевого оборудования. Кроме того, существуют трудности технического и законодательного характера.

Однако, как считают в правительстве, орбитальная группировка практически уже укомплектована и функционирует – ее нужно использовать. Как определил конечную задачу Министр транспорта РФ Игорь Левитин на расширенной коллегии Минтранса 17 марта 2010 года: «Все мы хотим, чтобы орбитальная группировка поддерживалась и работала». Поэтому транспортным предприятиям все-таки предстоит перевооружение, то есть использование комбинированных приемников ГЛОАСС/GPS или только ГЛОНАСС.

СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Сейчас в мире существует четыре проекта глобальных радионавигационных спутниковых систем (ГНСС): один действующий – американский GPS, один восстанавливаемый – российский ГЛОНАСС и два развертываемых – европейский Galileo и китайский Compass.

Для достижения глобальности навигационно-временного обеспечения в штатном составе космического сегмента четырех упомянутых проектов должно быть:

-GPS – 24 спутника семейства NAVSTAR GPS;

-ГЛОНАСС – 24 спутника серии ГЛОНАСС-М;

-Galileo – 30 спутников серии GALILEO;

-Compass – 51 спутник (в перспективе 66).

На территории России действуют две системы ГНСС: ГЛОНАСС и GPS,  применяются совмещенные приемники ГЛОНАСС/GPS. Упрощенно их работа выглядит так: спутники передают сигналы на Землю; на Земле приемники системы принимают эти сигналы (достаточно получить сигнал минимум от трех спутников одновременно (для воздушного судна – четыре спутника), чтобы вычислить координаты местоположения приемника); далее эти координаты передаются в какие-либо устройства для дальнейшего использования.

Анатолий Шилов, заместитель руководителя Роскосмоса, уверен, что после Министерства обороны самый весомый заказчик всех космических услуг – Минтранс. Система спутниковой навигации ГЛОНАСС призвана оптимизировать перемещение транспортных средств и обеспечить безопасность на всех видах транспорта.

Требования к техническому оборудованию транспортных средств, в том числе судов, средствами навигации  в силу расширения круга задач и требований к уровню их решения    повышаются. С 2000 года для целей мониторинга судов смешанного «река-море» плавания существовала система мониторинга «Виктория», позволяющая отслеживать координаты судна в автоматическом режиме 2 раза в сутки и оперативно по запросу.

В 2006 года Международная морская организация (IМО) ввела обязательную судовую систему охранного оповещения, которая выдает в автоматическом режиме координаты судна 4 раза в сутки. Источником координат для данных систем являются приемники стандарта ГЛОНАСС, встроенные в АИС (автоматические идентификационные системы). АИС обязательны для установки на судах грузовместимостью свыше 300 регистровых тонн (р. т.), совершающих международные рейсы, и свыше 500 р. т. для судов не совершающих международные рейсы, а также пассажирских судов вне зависимости от размера.

Затем с 2009 года, согласно требованиям IМО, стала обязательной регистрация судов, совершающих международные рейсы, в системе ОСДР (опознавание судов на дальнем расстоянии), которая дает координаты судна 6 раз в сутки.

Все эти системы работают на основе судовых терминалов стандарта Инмарсат-С и Инмарсат-D+ (Инмарсат – одна из систем спутниковой связи), источником координат для них являются встроенные либо внешние GPS-приемники.

Как считает Игорь Суслонов из «Северного речного пароходства», если предусмотреть ввод координат в терминалы Инмарсат от внешнего приемника ГЛОНАСС, то суда, совершающие международные рейсы, не нуждаются в терминалах какой-либо дополнительной системы мониторинга.

Приемники ГНСС и АИС обязательно должны быть установлены на морских судах по требованию международных норм (Правило 19 Главы V Конвенции SOLAS). К настоящему времени для навигационного обеспечения морских судов Международной морской организацией одобрены системы GPS и ГЛОНАСС. Суда оборудуются комбинированными приемоиндикаторами ГНСС ГЛОНАСС/GPS.

По словам Юрия Базарова, руководителя направления АИС ЗАО «Транзас», комплексному использованию АИС для навигационного обеспечения и безопасности плавания способствуют объективные предпосылки. А именно, согласно ТЭТ Минтранса России, АИС класса «А» может использоваться как резервное средство навигационного обеспечения. Задачи навигации и безопасности плавания решаются на единой базе определения координат по ГНСС, поскольку требования по точности определения координат аппаратурой ГНСС и аппаратурой АИС одинаковые.

Оборудование АИС отвечает всем требованиям к обеспечению безопасности плавания судна, и встраиваемый в АИС приемник ГНСС соответствует требованиям основных нормативных документов к навигационному обеспечению. Опыт использования на судах аппаратуры спутниковой навигации и судовой аппаратуры АИС показывает их высокую эксплуатационную надежность.

ЗАО «Транзас» по заказу Министерства промышленности и торговли РФ в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» разработало  судовую аппаратуру автоматической идентификационной системы (АИС) классов «А» и «В» для морских и речных судов. Встроенный в АИС приемник ГНСС определяет место судна  и его скорость по трем системам: ГЛОНАСС/GPS/Galileo. При совместном использовании этих систем координаты судна могут быть определены с точностью 5–7 м (р +95%)/

Для повышения точности местоопределения судна системами ГЛОНАСС и GPS используется дифференциальный режим работы этих систем, который реализуется посредством развертывания сети контрольно-корректирующих станций (ККС). В настоящее время функционируют  девять морских и четырех речных станций. В зоне действия станций, в радиусе300 кмот места установки, обеспечивается точность 1–5 м.

Ввод в эксплуатацию ККС в России создает предпосылки для использования в системах контроля и управления судоходством современных навигационно-информационных технологий, позволяет обеспечить высокоточную навигацию на подходах к российским портам и, в конечном счете, повысить их конкурентоспособность на мировом рынке.

Для передачи дифференциальных поправок ГНСС ГЛОНАСС/GPS используются также 39 береговых станций АИС (планируется установка еще 20), которые передают их в УКВ диапазоне. Дальность обеспечения порядка 20–50 миль в зависимости от высоты расположения передающей антенны.

СЛОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ

Как видим, техническая сторона вопроса проработана довольно хорошо и продолжает свое развитие. Между тем, существуют специфические проблемы внедрения приемников ГНСС и электронных картографических систем, связанные с особенностями их использования на судах водного транспорта. Дмитрий Гагарский, руководитель группы «Речное судоходство» отдела «Действующий флот» Группы компаний «Транзас», отмечает следующие.

Во-первых, в России отсутствует законодательная база для судовладельцев, стимулирующая закупку оборудования ГЛОНАСС. Пытаться решить эти вопросы давлением сверху малоэффективно. Необходимо развивать электронные картографические системы, менять правила плавания судов с этим оборудованием.

Во-вторых, нужны единые требования к морским и береговым электронным картам и системам отображения этих карт.

В-третьих, надо учить судоводителей работе с ЭКС, АИС, знакомить их с ограничениями систем, с ролью ГЛОНАСС.

При тестовом применении системы ГЛОНАСС на водном транспорте вскрываются и другие сложности. В январе 2010 года по инициативе компании «М2М-телематика-север» на базе теплохода «СТК-1029» («Северное речное пароходство») было проведено тестирование системы мониторинга и управления подвижными объектами, основанной на технологии ГЛОНАСС (абонентские ГЛОНАСС/GPS-терминалы М2М-Cyber GLX и ПО, с целью понять, будет ли данная система эффективна в использовании с учетом специфики водного транспорта. Теплоход совершал рейс Архангельск – Нижний Новгород, и данный маршрут позволял проверить функционирование системы мониторинга на различных типах бассейнов: река, море, каналы, шлюзы, озера.

«В ходе тестирования проведено несколько сверок координат, полученных от приемника ГЛОНАСС с картой. К точности и стабильности работы приемника ГЛОНАСС на маршруте следования теплохода никаких претензий не возникло, – сказал Игорь Суслонов, представитель «Северного речного пароходства», и продолжил, – Для повышения безопасности судоходства необходимо использовать систему ГЛОНАСС не только как источник координат для систем мониторинга, но и как источник координат для различных периферийных устройств, используемых для целей безопасности судоходства (радары, карт-плоттеры, ЭКС).

К установке на суда допускается оборудование, в том числе дополнительное, если оно имеет одобрение Классификационного общества. В настоящий момент всего 4 модели судовых приемоиндикаторов ГЛОНАСС (Фарватер РК-2006, Фарватер РК-2106, Интеграция, Акваборт-12), получивших одобрение Классификационными обществами. Однако одобренные изделия имеют такую стоимость (самый недорогой ~ 100 тыс. рублей), которая не позволяет судовладельцам устанавливать эти приемоиндикаторы на небольшие морские буксиры и на суда внутреннего плавания».

Вторая проблема, выявившаяся при использовании терминала М2М Cyber GLX – это отсутствие оперативной информации в то время, когда объект находится вне зоны покрытия GSM. В Северо-Двинском бассейне более половины судоходных водных путей не имеют покрытия GSM. ГЛОНАСС покрывает всю территорию Северо-Двинского бассейна. «Необходима проработка вопроса о выпуске оборудования, позволяющего производить мониторинг с использованием спутниковых систем передачи данных, которые в качестве источника координат будут использовать спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС», – резюмировал Игорь Суслонов.

Стоит сказать, что тестируемый терминал М2М Cyber GLX и ПО Cyber Fleet был разработан для использования на автомобильном транспорте, соответственно, не вполне предназначен для установки на суда. Игорь Суслонов указал на следующие выявившиеся проблемы: отсутствует заземление, кабели не соответствуют требованиям к непрерывности экранировки; терминология, используемая в интерфейсе ПО, не соответствует принятой на водном транспорте; на используемой в качестве «подложки» карте отсутствует координатная сетка, недостаточно хорошо прорисована береговая линия.

В то же время Дмитрий Гагарский считает, что ГЛОНАСС является основной системой позиционирования в электронных картографических системах, то есть это направление развивается параллельно с развитием автомобильных навигаторов. Возможно, в ближайшем будущем названные недочеты будут устранены.

КАК УСТАНАВЛИВАЮТ ПРИОРИТЕТ ГЛОНАСС

Очевидно, что выполнение технической части работ по внедрению системы ГЛОНАСС значительно ускорилось. На расширенной коллегии Минтранса РФ 17 марта 2010 года заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов сделал акцент на том, что спутники уже запущены и действуют, и основная доля государственного финансирования сейчас должна выделяться именно на отработку применения спутниковых технологий. Премьер-министр России Владимир Путин лично провел совещание в Звездном городке по картографическому обеспечению системы, где отметил, что общее число постоянно действующих спутников до конца года достигнет 27–28, а это означает, что «система ГЛОНАСС покроет всю территорию планеты». Что происходит на законодательном уровне?

Постановлением Правительства РФ создан специальный федеральный сетевой оператор, готовый формировать технические регламенты и стандарты, которые будут обязательны к выполнению всеми, в том числе и физически лицами, для обеспечения безопасности на транспорте. На программу ЭРА ГЛОНАСС заложено 185 млн рублей. Принято и Постановление Правительства РФ об обязательности использования ГЛОНАСС.

Однако дальше начинаются проблемы. Ими поделился А.Шилов: «…Отсутствие приказов и нормативных документов Минтранса позволяет расходовать бюджетные средства на цели, совершенно не связанные ни с ГЛОНАССОМ, ни с отечественными разработками, то есть фактически деньги снова тратятся на зарубежную технику». Нужно пояснить, что речь шла о применении приемников той или иной системы на транспорте, но если сначала упоминался только автомобильный, то потом заговорили и об авиации…

В частности, поясняя существование двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS, А.Шилов сказал, что это была вынужденная мера, компромисс, когда система ГЛОНАСС не имела необходимого числа спутников и практически не работала. Сейчас, когда система станет полноразмерной и сможет обеспечивать необходимую точность, он предлагает переходить на пользование только приемников ГЛОНАСС: «Зачем платить за второй приемник? Во-первых, это дороже, во-вторых, рано или поздно в сигнал начнут вносить помехи».

Кроме того, по мнению чиновника Роскосмоса, нужен Указ Минтранса, запрещающий приобретение транспорта, не оборудованного приемниками ГЛОНАСС.

Безусловно, это требование может дать толчок российскому производству таких приемников, увеличить объемы производства и создать новые рабочие места и пр. И в Москве уже построен завод, готовый производить в  автоматическом режиме ежегодно 500 тысяч приемников для автомобилей. Однако вопрос требует осторожного решения. Заставлять перевозчиков переоборудовать свой парк транспортных средств приемниками «разрешенной» системы нельзя.

Как ответил Игорь Левитин: «Мы поддерживаем внедрение ГЛОНАСС на транспорте, но к этому нужно подходить системно. Правительство не может дать указание перевозчикам заменить приборы GPS на ГЛОНАСС». Министр предложил такой вариант: с конвейеров российских предприятий должны выходить транспортные средства, уже оборудованные приемниками ГЛОНАСС. А с иностранными производителями этот вопрос придется урегулировать.

Хотя, скорее всего, вот за ними-то дело не станет – в свете разговоров про грядущие заградительные пошлины на приемники GPS, в США и Канаде уже наладили выпуск приемников ГЛОНАСС, Индия создала совместное предприятие с Россией по производству этой аппаратуры на своей территории. Теперь и нам пора все-таки наладить выпуск собственных приемников ГЛОНАСС, научиться делать приемлемое по стоимости и конкурентное оборудование в нужном количестве.

ЗАЧЕМ НАМ ЭТО НУЖНО?

Главные причины, по которым нужно расширять использование отечественной ГЛОНАСС: 1) вероятность и опасность отключения системы GPS на территории России; 2) возможное или преднамеренное отключение системы GPS американскими военными в любой точке мира.

По словам Анатолия Шилова, заместителя руководителя Роскосмоса, отечественному перевозчику, везущему товар из России куда-нибудь в Иран, нужно рассчитывать только на систему ГЛОНАСС: «На Ближнем Востоке, где находятся военнослужащие США, система GPS подавляется, там все работают только в военном коде. И ни одно транспортное средство, которое попадает в Иран, никогда не сможет пользоваться спутниковой навигацией GPS».

Между прочим такая ситуация наблюдалась во время военного конфликта в бывшей Югославии – прием спутникового сигнала GPS был доступен только американским военным.

Наш ГЛОНАСС будет работать везде, в том числе и в Иране, поскольку российское правительство гарантировало, что гражданский код даже в военное время подавляться не будет.

ТРЕБОВАНИЯ В МОРСКОЙ НАВИГАЦИИ

Для обеспечения плавания морских судов в открытом море (океане) и прибрежных водах требуемая точность определения места судна должна быть не хуже100 м(р = 95%).

В портах, гаванях, на подходах к ним, в проливных зонах и узкостях требуется точность определения места не хуже10 м(р = 95%).

Для обеспечения плавания в портах, гаванях, на подходах к ним, в проливных зонах и узкостях, а также при движении по внутренним водным путям используются локальные дифференциальные подсистемы (ЛДПС) СРНС, созданные на базе всенаправленных радиомаяков и береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС).  При этом точность определения координат при совместном использовании ГЛОНАСС и GPS составляет от 2 до10 м(р=95%) в зависимости от дальности.

Радионавигационный план РФ (Приказ Минпромторга России от 02 сентября2008 г.)

Издательство "Морские вести России":http://www.morvesti.ru/analytics/index.php?ELEMENT_ID=7875

 
© Radioneva.ru.
Все права защищены.
 
(812) 935-89-46
(905) 282-59-82
горячая линия

Карта сайта
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
phpshop
Создание Интернет-магазина Radioneva.ru - PHPShop. Все права защищены © 2003-2017.